Разрушительное землетрясение нанесло сокрушительный удар по экономике Японии. Реальные масштабы катастрофы оценить пока невозможно, но аналитики прогнозируют, что потери будут исчисляться десятками и даже сотнями миллиардов долларов. Последствия землетрясения почувствуют на себе многие государства. В зоне повышенного риска оказался весь мир.
Природный катаклизм застал японскую экономику не в лучшем состоянии. Почти 20 лет она находилась в стагнации. Правда, по итогам 2010 г. выросла на 3,9% по сравнению с 2009 г., однако в последние несколько месяцев снова падала. И очевидно, что говорить о перемене этого тренда в ближайшее время уже не приходится. Разрушенная инфраструктура, простаивающие из-за повреждений или отсутствия электричества заводы... По прогнозам директора департамента стратегического анализа ФБК Игоря Николаева, в 2011 г. японской экономике практически гарантировано снижение на 1,5% – 2%, а то и более. "В гонке за звание первой экономики Азии Япония окончательно проиграла Китаю, во всяком случае, на среднесрочную перспективу", – добавляет заместитель руководителя аналитического управления "ВТБ Капитал" Алексей Моисеев.
Вместе с тем случившееся способно вывести японскую экономику из затянувшейся спячки. "Понадобятся огромные инвестиции на восстановление инфраструктуры, произойдет стимулирование внутреннего инвестиционного спроса, а за счет этого появятся дополнительные импульсы для развития", – размышляет Игорь Николаев. Перебои с поставками высокотехнологичных товаров из Японии неизбежно приведут к росту цен; безусловно, руки на этом погреют все участники торговой цепочки, но часть денег достанется и производителям.
Однако то, что может помочь возрождению Японии, затормозит восстановление глобальной экономики. Серьезно упадет экспорт не только готовой продукции, но и комплектующих: многие предприятия в разных странах, в том числе в России, столкнутся с определенными сложностями, предупреждают эксперты. Ощутимые проблемы ожидают страховой рынок. И речь не только о прямых выплатах по возмещению ущерба. Японские страховые компании начнут продажу своих активов по всему миру, чтобы получить деньги для восстановления собственной экономики. Это приведет к падению котировок на фондовом рынке, зато поддержит курс иены.
Большие опасения внушает размер государственного долга Японии, который превышает 200% ВВП. "Получилось так, что в ситуации, когда правительство должно производить колоссальные расходы на восстановление страны, его возможность привлекать финансовые ресурсы практически исчерпана, – поясняет Алексей Моисеев. – Есть большой риск, что доверие инвесторов к японскому правительству как к заемщику может серьезно пострадать в результате землетрясения. Последствия окажутся близки к тому, что случилось после краха Lehman Brothers, и это будет означать второй виток финансового кризиса".
Глубина повторного падения мировой экономики вполне может достигнуть уровня трехлетней давности, полагает Игорь Николаев. Тем более что причины, которые привели к обвалу во второй половине 2008 г., по-прежнему сохраняются: пузыри наблюдаются и на фондовом рынке, и на нефтяном, и даже на рынках продовольствия, некоторые виды которого тоже стали инвестиционным товаром. Ситуация осложняется появлением дополнительных негативных обстоятельств, которых не было в 2008 г., в частности, проблемой возрастающего государственного долга в еврозоне.
Впрочем, если для Японии снижение ВВП в текущем году почти неизбежно, для остальных это лишь возможный сценарий, успокаивает эксперт. Так, например, цены на нефть уже начали снижаться после падения спроса со стороны японских нефтеперерабатывающих заводов. И это только начало. "Впереди большой разворот к низким ценам", – предупреждает Николаев. Впрочем, его точку зрения разделяют не все.
Через неделю, максимум – две, потребление энергоносителей в Японии снова начнет расти, и за пять – шесть месяцев увеличится примерно в полтора раза, считает генеральный директор агентства "ИнфоТЭК-Терминал" Рустам Танкаев. "Японцы – очень организованный народ, очень трудолюбивый, и они начнут просто бешеными темпами восстанавливать свои разрушенные города и дороги", – уверен он. Соответственно, цены на сырье тоже пойдут вверх.
Наиболее заметное воздействие ситуация в Японии должна оказать на мировой газовый рынок, полагает заместитель директора Центра изучения мировых энергетических рынков ИНЭИ РАН Вячеслав Кулагин. "Японию ожидает неизбежный вывод значительной части мощностей АЭС, как минимум на ближайшие несколько лет, для обеспечения безопасности и восстановления объектов. Заместить в энергобалансе их может только наращивание импорта СПГ, как это и происходило в моменты отключения АЭС после землетрясений в предыдущие годы", – напоминает он. Только теперь спрос на СПГ будет значительно выше, поскольку последнее землетрясение признано самым сильным за всю историю страны. Следствием станет рост спотовых цен на газ по всему миру, что, в частности, приведет к увеличению конкурентоспособности российского газа в Европе, а, следовательно, и спроса на него.
По мнению Рустама Танкаева, в первую очередь, будет востребована пропан-бутановая смесь, получаемая из попутных нефтяных газов. Она не требует наличия трубопроводов, которые также могут быть разрушены, ее легко транспортировать и хранить. Для России и в этом есть положительный момент. С 1 января 2011 г. вступил в силу запрет на сжигание попутного газа, и образовался огромный его переизбыток. При этом Россия ближе всего к Японии с географической точки зрения, и для нее это естественный рынок сбыта.
Что же касается АЭС, мир ждет новая серия дискуссий о безопасности их использования. Некоторые мировые лидеры уже заявляют о намерении провести повторный анализ целесообразности реализации планов по развитию атомной энергетики. Но, скорее всего, к серьезным последствиям это не приведет. "Возможно, будет какое-то локальное сокращение, замораживание некоторых объектов, но ненадолго, – предсказывает Рустам Танкаев. – Разговоры о необходимости закрытия АЭС ведутся едва ли ни с момента их возникновения. И бывает, что часть станций действительно закрывается, их количество уменьшается. Так происходило в начале 90-х годов в Европе. Но потом оказывается, что другие энергоносители и дороже, и грязнее. И АЭС начинают расти опять как грибы. Вот Китай декларирует, что резко увеличит количество атомных станций. Так и будет, скорее всего, потому что ему просто неоткуда взять такое количество энергии, которое требуется для развития".