Муром

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Муром » Главные новости » Катастрофа вертолета Ка-60 «Касатка»


Катастрофа вертолета Ка-60 «Касатка»

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

24 июня в Подмосковье рухнул военно-транспортный вертолет Ка-60 «Касатка». Рухнул он во время испытательного полета, во время которого должен был сниматься рекламный ролик. Ролик, как утверждают некоторые СМИ, разработчики из бюро Камова хотели продемонстрировать потенциальным покупателям своей чудо-машины. Прежде всего, иностранным.

Вообще же, катастрофы в российской авиации происходят регулярно, и очередным падением никого не удивишь. Но здесь есть одна деталь, которая показывает, почему российские самолеты и вертолеты так не вовремя падают. Вот краткая история Ка-60. Начали его разработку еще в первой половине 80-х годов. Первый пробный полет машина совершила в 1998 году. За прошедшие 12 лет было выпущено не то два опытных образца машины, не то якобы семь. На вооружение армии военно-транспортный вертолет, которым первоначально предлагалось заменить Ми-2 и Ми-4 (а потом и Ми-8), до сих пор не поступил, несмотря на многочисленные обещания. Не удалось запустить вертолет и в серийное производство. Правда, готовились вроде бы в этом году, во что мало верится. И теперь у многострадального вертолета катастрофа.

Вообще же в мировой авиации удлинение сроков разработки летательных аппаратов – дело стандартное. Например, создание единого европейского военно-транспортного самолета было запланировано еще в 1982 году. Потом это дело отложили. Лишь в начале 2000-х годов было принято решение о его производстве. Первый полет турбовинтового А400М, который строил концерн Airbus, был запланирован на январь 2008 года, в реальности же состоялся спустя почти два года – в декабре 2009 года. До сих пор этот самолет не в серийном производстве и, скажем так, далек от него.

Другой пример – успешный боевой вертолет. Для вертолета AH-64 «Апач» США потребовалось почти 11 лет – с 1972 по 1983 годы, чтобы пройти все этапы от начала разработки до войсковых испытаний и начала серийного производства. При этом процесс поставки в армию растянулся еще на несколько лет. Примечательно, что первый серийный вертолет был выпущен лишь в 1983 году после почти 8 лет с момента первого полета прототипа. И все эти 8 лет над машиной серьезной работали.

Не редки случаи, когда уже в ходе разработки выяснялось, что машина, собственно говоря, и не нужна. Конкретный случай - многоцелевой вертолет RAH-66 «Команч», который создавали совместно Boeing и Sikorsky. В 1991 году был представлен прототип машины, с которой команда разработчиков и выиграла конкурс, тестовые полеты прошли в 1996-1998 годах, а начало серийного производства было запланировано на 2006 год. Но в 2004 году армия США отказалась от машины – дорогая игрушка стала не нужна. США вообще стали делать в последние 5-7 лет ставку на гиперзвуковые и беспилотные аппараты, способные наносить точные и молниеносные удары. И к радости российских патриотов, уверенных в преимуществах конкурента «Команча» - Ка-50 «Черная акула», американская машина далее проекта не пошла.

Собственно на этом примере видно, что военно-промышленный комплекс, прежде всего авиация – это сложнейшая и интеллектуальная индустрия. Боевая машина создается здесь не для очковтирательства, а для боя. Современный самолет пятого поколения, который в России якобы уже в каком-то виде существует, создается не для того, чтобы выписывать мертвые петли и делать бочки на парадах. И не для банального сравнения по ТТХ с вероятными противниками. Каждая машина встраивается в ту или иную концепцию представления о военном конфликте, в созданную под нее структуру вооруженных сил и методики применения.

В России никакой концепции современной войны не существует. Это не беда наших политиков или генералов, поскольку для такой концепции нужен все-таки интеллектуальный труд, которого требовать от них невозможно. На примере мимолетной войны с ничтожной в военном плане Грузией весь мир убедился в этом.

Поэтому смысл и цель разработки той же «Касатки» уже давно устарели. Нет уже СССР, нет противостояния с агрессивным блоком НАТО, в страны которого российские элитарии активно вкладывают свои миллиарды. Но это лишь одна сторона медали. Подумаешь, нет концепции войны. Нет понимания, с кем воевать, как воевать, чем воевать и, наконец, зачем воевать. Это мелочи. Главное, нужно оружие. Согласимся.

Вторая сторона медали более прозаична. Невозможно иметь в дикой, примитивной, коррумпированной и ориентированной лишь на сырьевой экспорт экономике такую интеллектуальную отрасль как развитый военно-промышленный комплекс. Не получается. Есть, конечно, пример Северной Кореи, которая за счет колоссального напряжения ресурсов, тотального обнищания населения и при прямой помощи ряда иностранных государств добилась успехов в ракетостроении и атомной энергетике. Это, заметим, при ВВП в размере 3% от уровня соседки – Южной Кореи. Но ведь зачем воевать с КНДР, если ей достаточно перекрыть поставки продовольственной помощи? Кстати, в Пхеньяне это понимают, и потому срочно создают ядерное оружие – будет хоть чем-то удерживать мировую общественность от такого негуманного шага.

В целом же мировой опыт свидетельствует прямо – примитивные общества и экономики не «тянут» высокие технологии. И здесь крушение недоделанного вертолета Ка-60 выглядит вполне логичным. И даже ожидаемым.

Например, «великая энергетическая держава» пытается уже 12 лет создать «универсальную» ракету морского и сухопутного базирования «Булава». Итог усилий: из 12 запусков 6 признаны полностью неудачными, два – частично. Сотни миллионов долларов – если не миллиарды – истрачены впустую. Предшественник «Булавы» - ракета «Барк» начала разрабатываться еще в 80-х годах, но за 14 лет так и не совершила ни одного успешного полета. Между прочим, под эти ракеты, которых нет, спроектированы и строятся подводные лодки типа «Борей» (одна из них – «Юрий Долгорукий» уже даже почти готова). Можно, конечно, предаться излюбленному спору наших знатоков, сравнив «Юрий Долгорукий» по ТТХ с американскими «Огайо», да только у США их 14 в строю и вооружены они ракетами, которые нормально летают.

С этим «летанием» постоянные накладки. В ноябре 2008 года президент Медведев пригрозил США размещением тактических ракетных комплексов «Искандер» в Калининградской области. Российское чудо-оружие сразит супостата, вздумавшего в Польше и Чехии поставить батареи своих агрессивных зенитных комплексов «Пэтриот». Прошло два года. Первая американская батарея уже появилась в польском городке Моронг, буквально в 70 километрах от Калининградского анклава. А где же российские «Искандеры»? Правильный ответ – их нет, и не было. Точнее, в 60-м Учебном центре в Капустином яру в Астраханской области есть две установки, несущие 4 ракеты.

При этом на 2010 год Дмитрий Медведев обещал в послании Федеральному собранию закупить 5 этих комплексов. Еще раньше обещалось вооружить «Искандерами» сразу несколько дивизионов. А вообще этот комплекс начали разрабатывать в 1986 году, он является целиком советской разработкой конца 70-х-начала 80-х годов, и до сих пор для него нет запланированной ракеты Р-500 (хотя о ее успешных испытаниях громогласно трубил официоз еще в 2007 году).

Впрочем, авиация и ракетное оружие, действительно, вещи сложные. Могут летать, а могут не летать. Хуже всего с людьми. Если ракету можно мурыжить по 30 лет и она по-прежнему в «разработке», то люди так долго не выдерживают. Меня поразило одно в истории катастрофы Ка-60 – это возраст летчиков-испытателей. Да, они опытные профессионалы, не спорю. Но только одному 57, а второму – 59 лет.

0

2

29 июля 1998 года на территории летно-испытательной станции фирмы "Камов" состоялась презентация нового многоцелевого вертолета Ка-60, способного решать широкий круг задач в интересах вооруженных сил и других "силовых" ведомств.

Разработка Ка-60 началась в 1984 году, когда ОКБ им. Камова выиграло у своих коллег из милевской фирмы конкурс на проект легкого армейского вертолета, предназначенного для применения над полем боя совместно с более тяжелыми боевыми машинами Ка-50 или Ми-28. В 1990-м был построен натурный макет, а в 1997-м - прототип вертолета - Ка-60-1. Вертолет грузоподъемностью 2т внутри фюзеляжа и 3т - на внешней подвеске призван заполнить нишу отечественного вертолетного парка, которую ранее занимал Ми-4 - одна из самых массовых и удачных машин первого поколения, выпущенная "тиражом" 3850 экземпляров.

В отличие от других винтокрылых машин фирмы "Камов" Ка-60 выполнен по одновинтовой схеме с рулевым 11-лопастным вентилятором-фенестроном. Такой выбор обусловлен особенностями предполагаемого применения вертолета: если Ка-27, Ка-26 и другие соосные машины значительную часть полетного времени проводят в режиме висения, то у Ка-60 на этот режим придется, по расчетам, не более 1%.

Конструкция Ка-60 на 60% состоит из композиционных материалов. Высокая тяговооруженность в сочетании с превосходной тщательно отработанной аэродинамикой обеспечивает вертолету отличные летные характеристики: максимальная скорость превышает 300км/ч, статический потолок достигает 2100м, практический - 5150м.

Конструкция агрегатов и силовых систем вертолета придает ему высокую степень надежности. В случае аварийного приземления силовая схема планера позволит выжить экипажу и пассажирам при больших вертикальных скоростях снижения. Ремонтопригодность и современные методы диагностики сохраняют высокий уровень боеготовности Ка-60.

Турбовинтовой двигатель РД-600В (мощность на чрезвычайном режиме – 1550 л.с, взлетная – 1300 л.с.) создан ОАО "Рыбинские моторы". Его разработка началась в 1989 году по тактико-техническому заданию Министерства транспорта СССР.

В конструкции РД-600В реализованы последние достижения авиационной науки. Расчеты на прочность двигателя выполнены на незначительный ресурс - 10 тыс. циклов. Модульность конструкции, развитая система контроля и диагностики, встроенное эффективное полезащитное устройство и электронная цифровая двухканальная система автоматического управления с резервным механическим каналом позволят эксплуатировать двигатель в зависимости от его технического состояния и осуществлять мелкий ремонт на аэродромах базирования. Удельный расход топлива на крейсерском режиме - 225 г/л.с. в час. Финансирование программы создания РД-600В осуществляется в соответствии с договором, заключенным с Министерством экономики. Однако недостаточный объем выделяемых средств вынуждает ОАО "Рыбинские моторы" вкладывать в программу и собственные средства.

Первая опытная машина оснащена четырехлопастным несущим винтом, а на серийных вертолетах будет установлен пятилопастной воздушный винт с шумо-понижающими законцовками. Предусмотрен и специальный механизм снижения шума посредством оптимизации частоты вращения несущего винта. Приняты меры по снижению заметности вертолета в тепловом, радиолокационном и оптическом диапазонах. Ка-60 оснащен бортовым комплексом РЭБ. Наиболее важные системы машины дублированы. Применено губчатое заполнение топливных баков. Проводка управления способна выдержать попадание пуль калибра 12.7мм, а лопасти несущего винта выдерживают многократное поражение подобными боеприпасами.

Ка-60 - машина всепогодного и круглосуточного действия. Она оснащена БРЛС "Арбалет", разработанной НПО "Фазотрон" и установленной в носовой части фюзеляжа. Летчики могут пользоваться очками ночного видения, совместимыми с приборным оборудованием. Ка-60 - многоцелевой самолет, обладающий чрезвычайно широким диапазоном применения. Учебно-тренировочный вари ант (именно его армия собирается закупить в первую очередь) призван заменить в летных училищах устаревшие вертолеты Ми-2, поставлявшиеся в СССР Польшей, а также Ми-8 - машины совершенно другой "весовой категории", малопригодные для обучения курсантов. Исследования показали, что использование Ка-60 в учебных целях позволяет сократить расходы на закупку новых вертолетов на 40% и снизить эксплуатационные расходы (по сравнению с учебным парком из Ми-8) на 60%.

Еще одно назначение Ка-60 - разведка, целеуказание и координация действий боевых вертолетов. В этом варианте Ка-60Р предполагается оснастить специальным комплексом, включающим гиростабилизированную станцию "Самшит" с телевизионным, тепловизионным и лазерным каналами (разработчик - Екатеринбургский оптико-механический завод), а также автоматизированную систему обработки тактической информации и телекодового обмена с другими вертолетами (КБ "Электроавтоматика", Санкт-Петербург), Ведутся работы над корабельным вертолетом Ка-60К, предназначенным для замены вертолета разведки и целеуказания Ка-25РЦ. Предусмотрены также другие модификации Ка-60 - транспортно-десантный, санитарный, патрульный и т.д.

Ка-60, впервые в России спроектированный с учетом как отечественных норм летной годности АП-29, так и американских - FAR-29, имеет хороший экспортный потенциал при стоимости, на 20% меньшей, чем у его зарубежных аналогов. Опытный экземпляр нового вертолета готовится к началу летных испытаний. А на авиационном заводе в Улан-Удэ уже ведется подготовка к серийному производству Ка-60. Хочется надеяться, что в начале XXI века новая машина фирмы "Камов" займет свое место в боевом строю.

0


Вы здесь » Муром » Главные новости » Катастрофа вертолета Ка-60 «Касатка»