С такой властью мы все сгорим
Аномальная жара поставила «двойку» российской государственной системе
Центр военного прогнозирования Института политического анализа подвел предварительные итоги действий российской власти в чрезвычайных обстоятельствах, связанных с аномальными погодными условиями в Центральной России. Каковы они? Об этом мы побеседовали с руководителем Центра полковником Анатолием Цыганком.
«СП»: - Почему именно Центр военного прогнозирования взялся за анализ действий госсистемы в борьбе с пожарами?
- Дело в том, что исполнителем противопожарной службы в стране сейчас является МЧС — госорганизация сугубо военизированная и вооруженная, в которой генералов больше, чем в Российской армии, о чем «СП» уже не раз писала.
«СП»: - Каков общий вывод вашего анализа?
- Ни МЧС, ни госсистема вообще совершенно не справились с возникшими аномальными явлениями и борьбой с их последствиями. Чиновники наиболее успешно занимались только тем, что ретушировали истинную картину бедствий и по возможности пиарили сами себя. А пожарная ситуация развивалась независимо от их так называемой деятельности и сделала Центральную Россию зоной сплошных катастроф и трагедий.
«СП»: - В чем вы видите причины такого бессилия власти?
- Их много. Начну с организационных. Российское руководство проморгало стратегические организационные меры по профилактике лесных пожаров и обеспечению оперативного тушения их очагов. Предпосылки «лесного развала» были заложены пять лет назад, когда расформировали государственную лесную охрану. Нынешние потери от лесных пожаров во многом связаны с келейной разработкой нового Лесного кодекса, от которой были отстранены специалисты-лесоводы. За общую политику в отрасли отвечает Министерство сельского хозяйства, за ее реализацию — Федеральное агентство лесного хозяйства. Министерство природных ресурсов, в свою очередь, контролирует ситуацию на особо охраняемых территориях — в заповедниках и национальных парках. Но эти ведомства отнюдь не хозяева сосновых боров и березовых рощ, многие из которых переданы в частные руки. С начала 90-х годов прошлого столетия бюджетное финансирование лесной охраны резко сократилось, и лесники получили право зарабатывать себе на жизнь продажей древесины, заготовленной при рубках ухода (или под видом рубок ухода). Для многих из них эта работа стала главной, а собственно охрана леса превратилась во второстепенное занятие. По новому Лесному кодексу лесоохрана в России вообще упразднена, а за безопасность зеленых угодий отвечают лесничества, подконтрольные руководству регионов.
«СП»: - Что дала такая реформа?
- Ничего хорошего для леса и простого населения страны. Нет федеральной лесной охраны, нет и профилактики пожаров. Их просто некому обнаруживать на ранних стадиях, когда они только начинаются, когда их можно потушить малыми силами.
«СП»: - Почему не могут этого делать лесничества, которым перепоручили функции лесоохраны?
- Во-первых, это все равно что перепоручить булочнику шить сапоги — разные сферы профессионализма. Во-вторых, в ходе реформы произошло массовое сокращение работников лесничеств. Соответственно, леса охранять просто физически некому. И еще одно вредное нововведение: за борьбу с лесными пожарами теперь в России отвечают регионы. В результате - практически невозможна оперативная переброска сил и средств между самими регионами (хотя пожары не признают административных границ).
Другая напасть: лес раздали частникам. Они бревна увезли, а валежник оставили. А он за два года в порох превращается. Контроля нет. Просеки все заросли. На их тушение государство в последние годы тратит лишь около 1 рубля в год на гектар леса. На аналогичные расходы в США, например, средств тратится в 100 раз больше – более 4 долларов в год. Лесное хозяйство сейчас пребывает в состоянии полной нищеты. Противопожарная работа очень сильно недофинансируется, по меньшей мере, на порядок.
«СП»: - Шойгу говорит о так называемых лесных противопожарных авиадозорах, какова их эффективность?
- В советское время она была высокой. Но сегодня нет централизованной системы авиалесоохраны, которая могла перебрасывать силы и средства из одного региона в другой, где больше горит. Базы авиационной охраны лесов – филиалы ФГУ «Авиалесоохрана» – ликвидированы, а бюджет перешел в ведение МЧС. Субъекты разрабатывают свои варианты функционирования авиалесоохраны, но целостность некогда централизованной системы нарушена, что неизбежно сказывается на результатах её работы. В результате нет никакой возможности оперативной переброски пожарных подразделений из одного региона в другой. Если это делается, то через длительное согласование с Москвой.
«СП»: - Как вы оцениваете деятельность МЧС?
- Катастрофа показала, что подразделения МЧС не готовы к тушению лесных пожаров, поскольку они не имеют ни адекватных средств мониторинга, ни знаний, ни необходимой техники. Что касается общей пожароохраны, то она очень уж избирательна и существует далеко не для всех. МЧС организует защиту только крупных населенных пунктов и опасных объектов. В результате в России более 24 000 населенных пунктов и 164 000 садовых товариществ не прикрыты федеральной пожарной охраной. После ввода в действие нового Лесного кодекса, фактической ликвидации лесничеств и «Авиалесоохраны» как единой структуры любой достаточно засушливый год может стать катастрофическим.
Сейчас МЧС работает над созданием собственной системы тушения лесных пожаров, руководствуясь при этом, на наш взгляд, совершенно ложными исходными посылками: космический мониторинг плюс дорогостоящие технические средства авиационного пожаротушения, такие как тяжелые самолеты-танкеры Бе-200, Ил-76. Создание такой системы обойдется бюджету в сумму в десятки и сотни раз большую, чем расходы на развитие существовавшей до 1 января 2007 года системы охраны лесов от пожаров, в основе которой лежал принцип: раннее обнаружение – небольшие затраты на тушение. Но кому-то «небольшие затраты» не выгодны — какой с них процент! Апофеозом коррупционных «реформ» сегодня стало отсутствие оперативного запаса керосина для полетов пожарной авиации. Не хватает авиационного керосина! И это в стране, являющейся одним из основных мировых экспортеров нефти! Причины нехватки топлива выясняют сегодня сотрудники Федеральной службы безопасности. Рассматриваются все версии, основная - в МЧС проворовались еще до начала сезона пожаров.
«СП»: - Все, о чем вы говорите, лишний раз свидетельствует о том, что нынешняя российская система власти, основанная на рынке, наживе, личной выгоде, не в состоянии защитить народ от катастрофических явлений. Чиновники, на которых опираются руководители страны, пальцем не пошевельнут без «процентов», «откатов» и прочей убийственной для управления страной подлостью. Олигархи, на «социальную ответственность» которых все время уповают президент с премьер-министром, сорят за рубежом «приватизированным» народным достоянием, не обращая внимание на национальную трагедию России. Да и сами руководители государства устроили на нашей катастрофе предвыборный пиар. Не кажется ли вам, что неспособность власти эффективно действовать в чрезвычайных обстоятельствах базируется на том, что она насквозь прогнила?
- К такому выводу не могут не привести сами действия власти, олигархата и так называемой элиты в дни национального бедствия. В самый разгар пожаров президент отдыхает в Сочи и весело общается на самые разные темы с блогерами, потом спохватывается и летит в Москву наказывать стрелочников. Премьер-министр делает рекламный полет на пожарном самолете, вместо того, чтобы наводить в государстве порядок, где, по его собственному утверждению, выделенные погорельцам средства обязательно разворуют. Элита собирается на «Новую волну» в Юрмале, чтобы всласть попить и попеть.
Туда же наблюдается массовое нашествие олигархов от Тельмана Исмаилова до Романа Абрамовича. Накануне великий «социально ответственный» российский миллиардер, владелец футбольного клуба «Челси» Роман Абрамович сделал скромный подарок себе и своей возлюбленной Дарье Жуковой, пригласив на свою шикарную яхту королеву мировой поп-музыки Мадонну. Как сообщает «Топспорт» со ссылкой на «7 дней спорта», гонорар певицы за небольшой концерт составил $1 млн.
Другой российский «социально ответственный» бизнесмен Виктор Вексельберг в трудные для страны дни был занят судебной тяжбой с аукционным домом Christie's в связи с покупкой там за $2,5 млн картины Бориса Кустодиева «Обнаженная в интерьере», которая якобы оказалась подделкой.
Владимир Потанин и Олег Дерипаска, не обращая внимания на пожары, вели ожесточенную борьбу за лидерство в руководстве компанией «Норникель». Одновременно олигарх Олег Дерипаска собрался разводиться с «приемной внучкой» Бориса Николаевича Ельцина – Полиной Юмашевой. И был серьезно занят связанными с этим проблемами.
Но, пожалуй, самый характерный пример отношения «рыночной» власти к пожарному бедствию народа России относится к событиям в Нижегородской области. В деревне Борковка Выксунского района люди пошли расширять защитную полосу, вырубать приближающиеся к домам деревья. На другой же день к ним прибыли представители милиции и прокуратуры и составили акт о незаконной вырубке «частного» леса. Работа остановилась. А через несколько дней Борковку сжег верховой пожар. Но никто даже не ответит за это преступление, ведь все произошло по закону. По закону «рыночного» государства.