Американцы повязали союзников по НАТО ливийской кровью
Теперь все 28 стран североатлантического блока стали участниками операции «Одиссея. Рассвет»
Шесть дней в штаб-квартире Североатлантического альянса в Брюсселе шел торг между союзниками о том, кому нести ответственность за операцию «Одиссея. Рассвет» в Ливии. После горячих дебатов решение, вроде бы, практически согласовано. По информации из дипломатических источников, НАТО примет на следующей неделе, «в понедельник-вторник», командование коалиционной операцией в Ливии. «Все союзники привержены выполнению обязательств в рамках резолюции ООН. Именно поэтому мы решили взять на себя ответственность в отношении бесполетной зоны», - заявил генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен. По словам Расмуссена, теперь параллельно будут разворачиваться две операции: операция сил международной коалиции и операция НАТО.
Острота политического момента была вызвана желанием Вашингтона как можно скорее отойти в тень операции, которую Соединенные Штаты затеяли совместно с Великобританией и Францией. Американцы, и без того завязшие в Ираке и Афганистане, на фоне происходящие еще и в Ливии рискуют очень уж рельефно предстать в образе главного врага мусульманского мира. Внутриполитические трудности президента США Барака Обамы – еще одна из причин внезапно проявившейся военно-политической скромности его страны.
Причин, по которым на сей раз консенсус в НАТО достигался с таким трудом, тоже несколько. Мешали разнополярные позиции сразу нескольких членов альянса. Франция выступала против передачи руководства операцией НАТО. Париж предлагал союзникам создать структуру политического руководства операцией в Ливии, в которой будут участвовать и другие страны-участники операции, представители Лиги арабских государств и Африканского союза. Германия не жаждала вообще ни под чьим началом быть втянутой в происходящее в ливийских песках.
Но сложнее всего американцам пришлось с Турцией. Еще 1 марта премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что НАТО нечего делать в Ливии, и Турция будет выступать решительно против каких-либо санкций и вмешательства НАТО во внутренние дела ближневосточной страны. Турецкий лидер напомнил, что НАТО несет ответственность исключительно за безопасность стран-членов организации. Никому из этих государств режим Каддафи непосредственной угрозы не несет. «Пусть никто не едет туда пересчитывать нефтяные скважины», - подчеркнул Эрдоган.
Какие уж аргументы пришлось вытащить из рукава американским дипломатам, чтобы склонить своих строптивых союзников пойти на разделение ответственности за разгром Ливии – неизвестно. Но факт остается фактом. Госсекретарь США Хиллари Клинтон заявила, что правительства всех 28 стран-членов НАТО дали указания своим военным принять участие в операции международной коалиции в Ливии. Причем несговорчивая прежде Турция не просто согласилась поучаствовать в морской блокаде безнаказанно избиваемой североафриканской страны, но и выделила для этого самые значительные силы – пять боевых кораблей и подводную лодку. Через 72 часа после того, как решение о вступлении НАТО в руководство «Одиссеей. Рассвет» вступит в силу, все команды на новые бомбардировки будут исходить из Брюсселя.
Соответственно, с получением такого подкрепления Соединенные Штаты получили возможность сократить масштабы своего военного участия в операции. На сегодня из 350 самолетов коалиции, осуществляющих налеты на Ливию, американских – больше половины. В ближайшем будущем их станет значительно меньше. Это пообещал глава африканского командования вооруженных сил США генерал Картер Хэм, который координирует действия сил коалиции в Средиземном море.
Тем временем, к пятнице, 25 марта, авианалеты коалиции не смогли остановить армию Каддафи. Накануне союзники успешно поразили цели в южной части Ливии, однако ночью правительственная бронетехника, отброшенная от Мисраты, вновь вошла в город. В то же время благодаря регулярному обстрелу стратегических центров коалиции удалось предотвратить захват армией Каддафи оплота повстанцев - города Бенгази.
Решение НАТО и ход операции «Одиссея. Рассвет» обозреватель «Свободной Прессы» обсудил с заместителем директора Института политического и военного анализа Александром Храмчихиным.
«СП»: - Александр Анатольевич, почему американцам так важно втянуть в боевые действия в Ливии все 28 стран НАТО? Только потому, что все решения в альянсе принимаются консенсусом?
- Прежде всего, потому, что в неполном составе у коалиции ничего не получается. Прошла неделя со времени первого удара по Ливии. И что? Единственное, что удалось – предотвратить захват войсками Каддафи города Бенгази, оплота оппозиции. О подавлении системы ПВО как о серьезном военном достижении можно не говорить. Потеряв ПВО, Каддафи ничего не потерял. У него все это по причине долгих международных санкций и так было в неработоспособном состоянии. То же самое можно сказать и об уничтоженных складах с тяжелой военной техникой ливийцев. Могла ли она по своему техническому состоянию вообще выбраться с этих складов – большой вопрос.
«СП»: - Но какие-то из танков, бронемашин и артиллерии правительственных сил все же участвуют в боях.
- Участвуют. Лишь ничтожная часть того, чем ливийское командование располагает. Ни у кого в мире не было такого избытка тяжелых вооружений, как у Каддафи. Из нескольких неисправных машин одну работоспособную сделать можно.
«СП»: - Давайте вернемся к раздорам в НАТО. Самыми стойкими противниками операции в Ливии там были Германия и Турция. Так?
- Так.
«СП»: - Теперь, выходит, им руки выкрутили?
- Раз решение принято, значит, немцы и турки пошли на попятную. Однако Турция, например, согласна участвовать только в морской блокаде. Даже это решение президенту Турции наверняка далось нелегко.
«СП»: - Тем не менее, Эрдоган его принял. Почему?
- Потому что турки слишком уж часто и слишком явно в последнее время расходятся с остальными членами НАТО. Окончательно саботировать действия союзников, видимо, пока не в их интересах.
«СП»: - Операция в Ливии может сделать линию раскола НАТО настолько широкой, чтобы это поставило под сомнение существование альянса в его нынешнем виде?
- Раскол НАТО обязательно случится. Чтобы его отдалить, союзникам нужен в Ливии вменяемый результат. Пока его нет.
«СП»: - А что может считаться вменяемым результатом?
- Отстранение Каддафи от власти. Любым путем. Реальнее всего – физическим устранением.
«СП»: - То есть для Североатлантического альянса символом победы в операции «Одиссея. Рассвет» будет не свой флаг над Триполи, а труп Каддафи?
- Труп Каддафи это и есть флаг над Триполи. Без него официальная власть в Ливии тут же развалится.
«СП»: - Но если уничтожить полковника с воздуха не удастся, придется это делать на суше. Сухопутная операция союзников в Ливии все же возможна?
- Не думаю. Обама на это не пойдет. Ему не нужна третья война в мусульманском мире. А без войск Соединенных Штатов европейцы сунуться в Ливию не решатся. Да и сама ливийская оппозиция, если помните, просила натовцев только о поддержке с воздуха. Иностранное вторжение и она исключала. Правда, теперь оппозиция получила то, что хотела. Все равно у нее ничего не получается. Могут, конечно, передумать и запросить у НАТО и сухопутные войска.
«СП»: - Если американцы на ливийскую землю высаживаться не собираются, зачем отправляют к Северной Африке морскую пехоту?
- Скорее всего, это психологическое давление. Если и оно не даст результата, если совсем уж операция в нынешнем формате зайдет в тупик, морская пехота США может высадиться. Но только в Бенгази. Чтобы подпирать с тыла ливийскую оппозицию. Самим при этом постараться не воевать.